Первый памятник женщине в Москве был установлен на Сретенском бульваре. Героиней бронзового изваяния стала легендарная женщина Советской эпохи – Надежда Крупская, которая запомнилась всему миру как жена В.И. Ленина.
Бульвар украшают сразу два монумента - Н. Крупской и архитектору Шухову. Авторство «женского» изваяния тоже принадлежит леди – Екатерине Белашовой, а также помогавшему ей сыну Александру Белашову.
Большой талант Кати Алексеевой
Талант Катеньки Алексеевой, будущей Белашевой, был отмечен еще в школе: девочка часто лепила из глины, а затем стала ваять скульптуры (после окончания Ленинградского художественного института).
Многие ее резные памятники и другие работы, совершенно аполитичные, живые и трогательные, выставлены в Третьяковской галерее – например, знаменитая «Лежащая девочка», которую художница мечтала выставить в одном из парков города, но эта мечта осталась неисполненной.
Екатерина Белашова удостаивалась величайших премий в области искусства: она была главой Союза Художников, не раз получала Государственные премии и даже награждалась орденом Ленина.
Первый установленный при жизни памятник ее работы – летчику Хользунову, заказать памятник которому решилось Правительство СССР. Монумент был поставлен в Сталинграде прямо перед ВОВ. Около него разорвались три бомбы, но ни одна его не тронула: они накрыли скульптуру землей и сохранили для потомков.
Памятник легендарной Женщине
Надежда Крупская – изумительная личность советской эпохи. Ее запомнили как супругу В.И. Ленина, такую же харизматичную и яркую, как и ее муж. Эта тоненькая в молодости, красивая женщина была неким образцом «русскости»: скромные наряды, «хорошая», по воспоминаниям современников, улыбка, коса до пояса.
Надежда Крупская сумела заложить основы лучшей в мире образовательной системы – советской. Именно благодаря ей в считанные годы неграмотные русские крестьяне научились читать и писать. Она открыла для широкого круга зрителей таланты Белинского и Ленина – создала одноименные музеи творчества. И именно Крупская изъяла из обращения Библию, народные сказки и «Аленький цветочек», закрыла для публики многие тексты Л.Н. Толстого, а также многих философов.
Екатерина Белашова взвесила точно на весах благие и злые дела Крупской и отразила их в ее образе, окружив памятник пилонами-стелами. Сама же Надежда Константиновна не изображена молодой и красивой. Скульптор не стала льстить женщине. Розы на памятник Крупской не приносят. Им просто наслаждаются и думают о роли личности Крупской в истории России.
Впрочем, имя Крупской было увековечено и ранее – на углу улиц Крупской и Ленина установлен их совместный памятник – вождю Революции и его бессменной спутнице.